Технические характеристики Acer Aspire 5738DG

Процессор: Intel Core 2 Duo T6600 (2,2 ГГц, L2-кэш 2 Мб, FSB 800 МГц) * Оперативная память: 4 Гб (2х 2 Гб) DDR2 800 МГц * Видеокарта: ATI Mobility Radeon HD 4570, 512 Мб GDDR3 (680/800 МГц для GPU/VRAM) * Экран: 15,6 дюйма (1366x768) * Жесткий диск: 320 Гб (5400 об/мин) * Привод оптических дисков: DVD±RW Dual Layer * Звук: поддержка High Definition, два динамика, микрофон, поддержка S/PDIF * Сеть: LAN 1000 Мбит/с, Wi-Fi 802.11a/b/g (Intel 5100ABG) * Основные разъемы: 4х USB 2.0, 1x HDMI, 1x VGA, 1x RJ-11, 1x RJ-45, звук * Питание: 6-ячеечная литиево-ионная батарея 4400 мАч * Операционная система: Windows 7 Home Premium 64-bit * Прочее: кардридер 5 в 1, встроенная 0,3 мегапиксельная камера, клавиатура с цифровым блоком, дисплей c поддержкой технологии получения объемного изображения, поляризованные очки в комплекте * Размеры: 38,3x25x3,7 см * Вес: 2,8 кг

Этот год, похоже, назначен годом массового внедрения 3D-технологий в домашние компьютеры и кинотеатры. За стереоочками приходят стереомониторы, стереофотокамеры — а теперь вот еще и ноутбуки. Хотите портативного стерео? Оно есть в Acer Aspire 5738DG.
Как это работает?

Для получения объемного изображения на сегодняшний день используется несколько методов — каждый со своими преимуществами и недостатками. В данном случае задействован достаточно простой подход, напрямую не привязанный к начинке компьютера. На дисплей ноутбука нанесено специальное покрытие. Оно поляризует свечение каждой четной строчки экрана в одной плоскости, каждой нечетной — в другой (о поляризации читайте на врезке). Таким образом, картинка, выводимая на дисплей, содержит сразу два кадра, для левого и правого глаза — чересстрочно. Остается лишь разделить эти кадры, так сказать, на стороне пользователя, то есть выдать вашим глазам отдельные картинки для каждого. Для этой цели служат специальные очки, каждая линза которых пропускает свет, поляризованный лишь в одной из задействованных плоскостей. В результате каждый глаз получает лишь предназначенную ему часть картинки, а другая часть, предназначенная второму глазу, отфильтровывается.

Достоинство этого метода очевидно: он работает на простейших оптических принципах. Главное, чтобы было специальное поляризующее покрытие на экране и очки — больше ничего не нужно.

Но есть и минусы. Во-первых, вывести объемную картинку на внешний экран, не обладающий волшебным покрытием, не получится — смотреть 3D-контент можно только на экране ноутбука. Во-вторых, изображение очень чувствительно к вертикальному углу обзора. Нормальный объем видно только в том случае, если вы смотрите на дисплей под прямым углом к его плоскости. Стоит поднять или опустить голову или крышку ноутбука — и изображение начинает отчетливо раздваиваться. Эффект чем-то напоминает приоткрытые жалюзи: пока вы смотрите прямо, картинка за окном цельная, но стоит подняться на цыпочки — и сразу видно пластинки, разрезающие изображение вдоль. Происходит это из-за полосатости поляризующего покрытия. Зато можно крутить головой и двигаться вбок — это почти не отражается на картинке, спасибо круговой поляризации.

Из второго недостатка неумолимо следует третий: данная технология плохо подходит для просмотра стереоконтента «вмногером». Даже если разжиться несколькими парами очков, то усесться так, чтобы всем сразу было хорошо видно объем, очень сложно. Не то чтобы совсем нельзя, но сложно.

Зато есть хорошая новость: помимо поляризующих очков, в комплекте с Acer Aspire 5738DG поставляется еще и специальное поляризующее «пенсне», которое можно нацепить на очки обычные. С конкурирующей технологией, использующей активную поляризацию, такой номер не пройдет... впрочем, об этом мы еще успеем поговорить в обзоре 3D-ноутбука ASUS в следующем номере.
3D, которого вы еще не видели

Теперь о самом главном. Об играх. Ничего не скажешь — стереоизображение действительно выглядит здорово. Даже в тех случаях, когда никаких специальных стереоэффектов вроде вылетающих из экрана предметов разработчики не придумали. Особенно эффектно выглядят игры с большим количеством мелких деталей, где вы смотрите на происходящее чуть сверху и сбоку, то есть стратегии и большинство RPG. Игры от первого лица пока не так впечатляют: чтобы передать игроку, который смотрит на сцену «в лоб», все прелести объема, от разработчиков требуется тщательная режиссура. Ее пока не наблюдается, — но, надо полагать, все впереди.

В то же время именно в стратегиях и в RPG наиболее заметен главный недостаток стереоизображения в играх (по крайней мере, на сегодняшнем этапе развития) — весь игровой интерфейс в 3D-режиме отображается строго на переднем плане. Вообще весь: всевозможные индикаторы здоровья/патронов/чего угодно, кнопки, мини-карта, а также прицел, служебные иконки и подписи над головами персонажей. На переднем плане всё!

Соответственно, в играх, в которых приходится часто переключаться между основной картинкой и элементами интерфейса, глаза устают постоянно перефокусироваться. Кроме того, изрядно напрягают зрение и вышеупомянутые иконки, которые вроде бы привязаны к объектам/персонажам, но при этом расположены на переднем плане при любом удалении оных объектов. Такие выверты человеческий мозг переносит с трудом. Пожалуй, разработчикам игр пора об этом задуматься и начать встраивать хотя бы часть элементов интерфейса прямо в сцену.
Мало тяги

Второй недостаток проистекает из самого принципа построения объемной картинки, когда компьютер вынужден просчитывать вместо одного кадра сразу два — для каждого глаза отдельный. Стереоизображение нагружает видеокарту с удвоенной силой.

Для современных настольных компьютеров это не так уж критично: ничто не мешает использовать сразу пару плат в режиме SLI/CrossFire. Фактически, если вы чувствуете, что для качественной стереокартинки мощности вашей видеосистемы не хватает, вам достаточно пойти на пусть затратную (мощные видеокарты, недешевая материнская плата) и связанную с беготней, но все-таки вполне осуществимую процедуру апгрейда.

С ноутбуками все значительно сложнее. Во-первых, в портативных компьютерах, как правило, используются графические решения начального уровня производительности. В лучшем случае среднего — если не считать двойной GTX 280M на Dell Alienware M17x, настоящей топовой графики в ноутбуках не бывает вообще. Во-вторых, заменить адаптер в лэптопе практически нереально. Даже если вам повезло и в вашем ноутбуке графическая плата съемная, от этого все равно вряд ли станет легче. Платы хоть и унифицированы, в России их купить невозможно. И даже если удастся что-то найти или заказать за рубежом — где гарантия, что блок питания и система охлаждения вашего лэптопа, рассчитанные на графику начального уровня, справятся с чем-то большим?

В большинстве же ноутбуков — и наш сегодняшний гость из их числа — графика вообще намертво распаяна на материнской плате, улучшить тут что-то или заменить невозможно. Так что придется довольствоваться тем, что есть, по поводу апгрейда можно даже иллюзий не строить.

В Acer Aspire 5738DG есть, по-хорошему, не так много: установленная в ноутбук мобильная видеокарта ATI Mobility Radeon HD 4570 по нынешним меркам — самый настоящий лоу-энд. Всего 80 потоковых процессоров — из 320 у мейнстрим-решений и 1600 у топовых плат ATI. Не разгуляешься с таким адаптером даже на одинарной картинке, а из-за одновременной обработки двух кадров для каждого глаза скорость становится еще ниже, и в стереорежиме настройки графики приходится ставить на минимум. К примеру, не так давно вышедшая Avatar: The Game заработала лишь с самыми низкими настройками, даром что, в отличие от фильма, особых графических чудес в ней нет. Поиграть с высоким качеством удалось лишь в старых играх. Например, Battlefield 2142 ноутбук без проблем потянул в стерео и с максимальными настройками графики.
Поляризация света

Так выглядит правый винт круговой поляризации.

Свет, как известно, это волна. Та самая синусоида, которую вы, может быть, помните по школьным учебникам. Только на самом деле синусоида эта совсем не плоская — колебания электромагнитного поля в обычном, «диком» свете происходят хаотично во все стороны. Но из этой неупорядоченной волны с помощью, грубо говоря, мельчайшей решетки можно сделать волну «одомашненную», в которой колебания происходят только в одной плоскости, а колебания в других направлениях, если говорить упрощенно, решеткой отсекаются. Так получается поляризованный, колеблющийся только в одной плоскости свет.

Если поставить на пути уже поляризованного света, «плоской» волны вторую решетку, прутья которой направлены перпендикулярно плоскости поляризации, то свет не будет проходить вовсе. Это называется линейной поляризацией. По этому принципу работают 3D-кинотеатры IMAX. Минус линейной поляризации в том, что, если наклонять голову, изображение начинает искажаться, ведь плоскости перестают совпадать.

Более продвинутый вариант, используемый в кинотеатрах RealD 3D и нашем ноутбуке, Acer Aspire 5738DG, — круговая поляризация света. Это штука посложнее: тут с помощью решетки создается не плоская синусоида, а скорее спираль. Упорядоченность в данном случае заключается в том, что одни спирали закручиваются по часовой стрелке, а другие — против. Получается левый и правый винт. Соответственно, на поляризационном фильтре можно отфильтровывать один или другой тип спирали. Главный плюс круговой поляризации в том, что головой можно безбоязненно крутить: к горизонтальной ориентации очков в пространстве такая поляризация никак не привязана, левый винт при любых раскладах остается левым, а правый — правым.
Бонус-трек

Что еще можно делать на нашем стереоноутбуке? Теоретически — смотреть видео. По крайней мере, несколько демоверсий в комплекте имеются — и они действительно впечатляют. Не как голливудские 3D-фильмы, конечно, — все-таки не так красиво. С другой стороны, одно дело, когда все эти объемные штуки выскакивают на тебя из далекого экрана кинотеатра, и совсем другое — из дисплея стоящего на коленях ноутбука. Когда появится полноценный стереоконтент для домашнего просмотра, впечатлять будет, быть может, даже больше.

А появиться он должен уже совсем скоро: массированное наступление трехмерных фильмов на дисках Blu-ray назначено на 2010 год. Одна незадача — в Acer Aspire 5738DG нет соответствующего привода.

Впрочем, кое-какое представление о стереофильмах можно получить прямо сейчас, просматривая обычные, «двухмерные» видеофайлы. Например, программное обеспечение TriDef 3D, которое идет в комплекте с ноутбуком, умеет делать плоское изображение объемным, и получается у него не так уж плохо. Да, не без ошибок. Да, работает не на всех сценах. Но эффект все равно есть. Особенно хорошо выходит, если видео качественное, объекты предсказуемо освещены и либо не двигаются вообще, либо делают это не очень быстро.

А еще TriDef позволяет полюбоваться весьма недурственными 3D-пейзажами в Google Earth. Объемные Париж и Манхэттен, Рио-де-Жанейро или Большой каньон, Альпы или камчатские сопки действительно выглядят здорово. Жаль только, что качество моделей отдельных зданий и разрешение космических снимков местами оставляют желать много лучшего — иногда настолько, что объемность не спасает картинку даже при среднем увеличении.
Забавная игрушка

С одной стороны, ноутбук явно далеко не лучшее решение для тех, кто целенаправленно ищет нечто «тридешное». Слабенький видеоадаптер не позволяет играть одновременно и в хорошем качестве, и с объемом — приходится довольствоваться не самой красивой картинкой. А кроме игр, объемного контента пока толком и нет.

С другой стороны, очевидно, что Acer только обкатывает на Aspire 5738DG технологию мобильного стерео, и доплата за возможность уже сегодня приобщиться к стереоизображению на дому в данном случае невелика. Aspire 5738DG обойдется примерно на 5000 рублей дороже точно такого же ноутбука точно такой же конфигурации, но без волшебного экрана. Не слишком большая сумма, особенно учитывая, что это действительно первый лэптоп с такими возможностями (второй, о котором мы поговорим в следующем номере, будет стоить в разы дороже). Так что если вы все равно подыскиваете мультимедийный ноутбук среднего уровня, то вполне можно и доплатить пятерку за то, чем пока еще можно удивить знакомых.