Как все начиналось?

Оригинальный BioShock вышел в 2007 году и произвел тогда маленький фурор. Созданный авторами мир рухнувшей утопии, подкрепленный серьезным сценарием с богатым философским подтекстом и нетривиальной игровой механикой, пленил миллионы сердец. И хотя нередко столь умные и многогранные проекты попадают в разряд игр «не для всех», BioShock избежал такой участи. Он был цельным, монолитным, законченным и самодостаточным произведением, и в этом заключается проблема сиквела. Прямое продолжение кажется неуместным и прилепленным на жвачку просто потому, что оно изначально совершенно не было нужно.
О чем это?

Задачу, кажется, можно было решить относительно просто, сделав вторую часть приквелом или вообще сторонним ответвлением, с оригиналом связанным лишь декорациями. Но нет, авторы зачем-то стали наводить мосты. В итоге они с ловкостью карточного шулера вытащили из рукава совершенно нового злодея – психолога и коммуниста Софию Лэмб, которая, оказывается, еще при Эндрю Райане хотела перекроить город Рапчур на собственный лад. Учитывая, что в первой части ни о какой Софии Лэмб никто и словом не обмолвился, в трагичную историю мегаполиса дама вписывается откровенно плохо.

Но хочется вам или нет, а с тетушкой придется бороться, причем от лица Большого Папочки. Это – новый главный герой, которого Лэмб объявила вне закона. Теперь на него бросаются и рядовые горожане-сплайсеры, и другие Папаши, и так называемая Большая Сестра. Последнюю авторы изначально вроде как готовили на роль главной злодейки, но в итоге низвели до положения назойливого мини-босса.
Как играется?

И при всем этом сумбуре игровую механику разработчики практически не изменили – даже новых плазмидов в одиночный режим не добавили. Единственное более-менее серьезное нововведение – возможность одновременно палить из огнестрельного оружия (как вариант – сверлить врага буром) правой рукой и швырять огонь или молнии левой. В первой части герой мог либо стрелять, либо использовать плазмиды, и необходимость переключаться между этими режимами изрядно досаждала. Теперь же бои стали веселее и задорнее, но остальное…

Мы попадаем все в тот же город с протекающими стенами, населенный давно знакомыми остатками озверевшей богемы. Люди в карнавальных масках самоотверженно несутся на бур, размахивая какими-то железяками или пуляя из пистолетиков. Отразив нападение в одной комнате, переходим в следующую, затем еще в одну, и так на протяжении первых пяти-шести часов. Спору нет, сами битвы можно разнообразить, используя различные плазмиды и оружие, а также прибегая к помощи взломанных охранных систем. Но по-настоящему сильные, будоражащие моменты, вроде театральной перестрелки под оперный оркестр из оригинальной игры, авторы сиквела приберегли для последней трети приключений. Вот только чтобы добраться до них, нужно приложить усилия и как-то заставить себя не скучать.

А справиться с унынием непросто, хоть разработчики и пытаются как-то расшевелить аудиторию. Прием первый – охрана Сестрички. Герой, будучи Большим Папочкой, может эскортировать малышек, оберегая их от посягательств сплайсеров. Поначалу это даже интересно, но снова и снова защищать девчушек от шаек туповатых налетчиков со временем надоедает. Прием второй – схватка с Большой Сестрой, которая появляется каждый раз, когда герой пытается насильственно изъять из Маленькой Сестры адам или освободить всех девочек на уровне. Но эти схватки не столько развлекают, сколько нервируют. Создатели перемудрили с балансом, из-за чего Большая Сестра получилась слишком быстрой, сильной и живучей. Какой смысл делать босса, которого физически невозможно уничтожить с первой «жизни», сколь бы искусным игроком вы ни были?
Как выглядит и звучит?

Внешне игра почти не изменилась, что служит одновременно и плюсом, и минусом. Качество графики еще в первой части нельзя было назвать безупречным, но потрясающе реалистичное изображение воды во всех ее видах все компенсировало. То же верно и для BioShock 2, хотя тут стоит отдельно предупредить владельцев Xbox 360 о низком качестве текстур в их версии. Звук и музыка также остались на уровне оригинала, то есть они по-прежнему почти идеальны. Гулкий бой капель по шлему костюма при хорошей акустической системе неотличим от настоящего грохота воды по металлу.
То, что мы ждали?

Сравнивая первую и вторую части BioShock, пальму первенства мы однозначно отдаем оригинальной игре. От продолжения все-таки хотелось получить куда более яркие эмоции и богатые впечатления. Но важно понимать, что именно с неоправданностью ожиданий связано большинство претензий к BioShock 2. Если рассматривать его в отрыве от предшественника, получается очень атмосферный, глубоко проработанный шутер с комплексной неординарной механикой и сносным сценарием. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть.
Плюсы

    * Оружием и плазмидами можно пользоваться одновременно
    * Уровни стали просторнее
    * Большой выбор тактических решений в бою

Минусы

    * Нелепо и грубо состыкованный с первой частью сценарий
    * Практически нет изменений и новаций по сравнению с оригинальной игрой
    * Чересчур живучая Большая Сестра